Сегодня поговорим об AdBlue. Что это? И зачем нужен?
Что такое AdBlue?
AdBlue, который в России почему-то называют раствором мочевины, хотя с продуктами жизнедеятельности он не имеет ничего общего и изготавливается из карбамида, который, в свою очередь, производится из газа, представляет собой жидкость, состоящую на 32,5% из карбамида и на 67,5% из деминерализированной предельно очищенной воды. Научное название раствора — AUS 32.
В Европе его называют привычным AdBlue, а в США — DEF (Diesel Exhaust Fluid — жидкость для дизельного выхлопа). Он применяется в системах SCR для нейтрализации оксидов азота (NOx) в выхлопных газах дизельных двигателей.
Как работает система SCR?
Принцип действия системы SCR основан на простой химической реакции, известной многим из нас еще со школы. Раствор карбамида попадает в систему отработанных газов дизельного двигателя, где в присутствии катализатора (пентаоксида ванадия V2O5) эта реакция и протекает. В результате вредные для окружающей среды оксиды азота NOx под действием высокой температуры раскладываются на безвредные воду и азот.
Вроде, как все гениальное, просто. У машины отдельный бак под AdBlue, функционирование системы контролируется и регламентируется отдельным блоком управления, отвечающим за регулярность впрысков, от водителя требуется только заливать в бак то, что положено, и выхлоп автомобиля гарантированно будет чистым. Да и сам автомобиль гарантированно будет работать исправно.
Виды AdBlue Давайте разбираться.
Сегодня на российском рынке доступны два типа AdBlue:
1. Лицензированный AdBlue – произведенный в соответствии со строгими стандартами ISO и DIN. Он гарантированно соответствует всем необходимым требованиям безопасности и эффективности.
Ниагара «AdBlue»® (Магистраль, производство в Нижнем Новгороде, лицензия VDA - Ассоциация Автомобильной Промышленности Германии (VDA) зарегистрировала водный раствор мочевины AUS32 под известным европейским товарным знаком, и выдает лицензию ТОЛЬКО на данный продукт (товарный знак).
Лицензия эта действует по настоящее время.
2. Нелицензированный AdBlue – изготавливаемый различными производителями без строгого контроля качества.
На российском рынке (и рынке стран Таможенного союза) сегодня можно увидеть самые разнообразные вариации на темы Blue: EcoBlue, FilBlue, SuperBlue и пр. Тут есть шанс нарваться на недобросовестного производителя. Использование такого продукта может привести к ряду негативных последствий, включая повреждение системы SCR и ухудшение характеристик двигателя.
Рассмотрим подробнее.
Для контроля за производством и оборотом AdBlue VDA разработала документ «Менеджмент качества в автомобильной промышленности. Минимальные требования в системе качества производства и продажи AdBlue, в соответствии со стандартами ISO 22241, часть 1 - 3», регламентирующий вопросы производства, хранения и доставки AdBlue. Инструкция охватывает все звенья цепочки изготовления и реализации
(производители, дистрибьюторы, станции по обслуживанию и т.д.).
На рынке существует большое количество мочевины для сельскохозяйственных нужд и для химической промышленности, поэтому существует опасность приобретения реагента AdBlue кустарного производства, которую использовать в системах SCR ни в коем случае нельзя. Компоненты катализатора в системе SCR очень чувствительны к различным примесям в растворе и особенно к металлам. Поэтому в растворе AdBlue используют мочевину высшей степени очистки и деминерализованную воду.
Технология производства удобрений на основе мочевины отличается от технологии производства AdBlue и не годится для использования в автомобилях. Нарушения в работе системы SCR могут вызвать увеличение давления отработавших газов и привести выходу из строя двигателя автомобиля.
Чистоте AdBlue не зря уделяется такое внимание. Содержание примесей в рабочей жидкости сверх регламентированного стандартом и может пагубно сказаться на работе двигателя автомобиля.
Последствия использования некачественного AdBlue
Использование нелицензированного AdBlue может иметь серьезные последствия для автомобиля:
1. Повреждение системы SCR – Некачественная жидкость может содержать примеси, которые забивают фильтры и катализаторы, что приводит к снижению эффективности работы системы SCR.
2. Ухудшение характеристик двигателя – Низкое качество AdBlue может снизить мощность двигателя и увеличить расход топлива.
3. Ранний выход из строя оборудования – Длительное использование некачественного AdBlue может привести к быстрому износу деталей двигателя и системы SCR, что потребует дорогостоящего ремонта.
Правила выбора и хранения AdBlue
Для того чтобы система SCR работала эффективно и безопасно, важно следовать нескольким рекомендациям:
1. Выбор лицензированного AdBlue – Только сертифицированные продукты обеспечат надежную работу системы SCR и защиту двигателя.
2. Хранение AdBlue – Хранить жидкость следует в чистых и сухих условиях, избегая воздействия прямых солнечных лучей. Важно также следить за сроком годности продукта.
Кроме того, водный раствор карбамида (мочевины) очень подвержен загрязнению. Ионы жидкости вступают в реакцию обмена с ионами металлов, например цинка, алюминия, меди, чугуна и латуни с образованием солей, которые забивают поры катализатора. Эти металлы могут использоваться в конструкции резервуаров для хранения или оборудовании для розлива. Различного рода пластмассы могут содержать множество добавок, способных проникнуть в рабочую жидкость SCR.
Именно поэтому в инструкции Европейского совета химической промышленности (CEFIC) указан список материалов, которые могут использоваться в непосредственном контакте с рабочей жидкостью SCR в процессах производства, хранения и транспортирования.
Катализатор умирает не сразу, ему нужно время для разрушения. Продолжительность этого временного периода зависит от присутствующих в растворе присадок и загрязнений. Цена нового катализатора — около 5 тыс. евро, плюс часы простоя, если речь идет о грузовом транспорте. Но водители стараются экономить, заправляя как бы реагенты подешевле. В итоге экономия, как это часто бывает, оборачивается поломкой.
Внимание!
Превратить даже качественный AdBlue в никчемный продукт — проще простого. Водители очень любят заливать AdBlue через жестяную воронку, а еще лучше — через воронку из под солярки… К чему это в итоге приводит, думаем, объяснять не стоит. Есть и продвинутые пользователи — они знают, что нельзя использовать воронки из жестянки, из-под солярки или масла, они берут чистые пластмассовые воронки, но для лучшей чистоты вставляют туда железную сеточку, чтобы как следует профильтровать жидкость, что нельзя делать категорически!
Как уже было сказано, из-за присутствия металлов активная поверхность катализатора приходит в негодность и перестает функционировать.
Не менее важно знать о температурных режимах!
Сам по себе AdBlue замерзает при –11 оС. Если потом его поставить в теплое помещение и дать ему полностью оттаять, он возвращает свои свойства и характеристики.
При принудительном разогреве происходит расслоение на воду и раствор. Естественно, полный бак никто не прогревает до конца, машина начинает двигаться, и первое, что потребляется вместо полноценного AdBlue,— безусловно, вода. При этом блок управления во всю свою мощь бьет в колокол — это не AdBlue, это вода,— а водитель ругается: мол, какую же ерунду мне продали под видом настоящего AdBlue.
Проехав какое-то расстояние и слив воду, мы получаем уже не 33%-ю, как положено, концентрацию карбамида на 60% или более (при 70%-й концентрации раствор вообще становится желеобразным). Доливается свежий AdBlue, но в нужную пропорцию попасть, сами понимаете, практически невозможно. Машина опять начинает молить о пощаде, водитель, проклиная всех и вся, матерится: с первым AdBlue накололи, второй залил — тоже накололи. Поэтому все AdBlue одинаково поганые. А нужно-то было всего лишь поставить машину в теплый бокс и дать ей нормально отогреться.
В заключении хочется подчеркнуть, что использование качественного AdBlue – ключ к долгой и бесперебойной работе системы SCR. Лицензированный продукт обеспечивает максимальную эффективность и безопасность, защищает двигатель от поломок и способствует снижению вредных выбросов. Не менее важно знать о химических свойствах и температурных режимах работы раствора AdBlue. Все это сохранит ваш автомобиль и поможет избежать поломок.
В интернет-магазине "Автокомфорт" вы можете купить оптом и в розницу раствор мочевины